ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Энциклопедия Сузунского района

Щукин Михаил Николаевич

ЩУКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ.jpgЩукин Михаил Николаевич (03.10.1953 г.р. с. Мереть Сузунского района) - писатель, главный редактор журнала «Сибирские огни», Почетный гражданин Сузунского района (2018 г.)ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН СУЗУНСКОГО РАЙОНА.png

Михаил Николаевич - коренной сибиряк, с теплотой говорит, что здесь его Родина и, что бы ни случилось, здесь его всегда примут, всегда обогреют, всегда поймут.

Отец - Николай Викторович, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Любовь к литературе проявилась у Михаила еще в детстве, когда мама Арина Александровна по вечерам читала ему книжки.

Михаил был частым гостем сельской библиотеки, книги читал «запоем». Уже в школе поражал преподавателя литературы своими сочинениями.

После восьмилетки поступил в Новосибирский книготорговый техникум исключительно потому, что там преподавали литературу. Город для 15-летнего пацана стал «настоящим потрясением». Тоска по деревне, по дому, вспоминает писатель, была страшная. Именно тогда он и начал писать.

В семнадцать лет М.Н.Щукин становится сотрудником Сузунской районной газеты «Новая жизнь», которая стала его первой школой жизни. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Служил в Вооружённых Силах на Северном Урале. После службы в армии он снова вернулся в редакцию родной газеты, где и появились в печати его первые рассказы и очерки.

Ф.22 Оп.1 Д.129 Л.311об.jpgМихаил Николаевич Щукин работал в газете «Советская Сибирь», был собственным корреспондентом журнала «Огонёк» по Западной и Восточной Сибири, собственным корреспондентом по Сибири газеты «Литературная Россия». Член Союза писателей России, автор многих прозаических и публицистических книг, выходивших в разные годы в Новосибирске, Москве и за рубежом: «Посидели, поговорили» (1980), «Дальний клин» (1982), «Оборони и сохрани» (1987), «Имя для сына» (1986) и других. За роман «Имя для сына» он был удостоен премии Ленинского комсомола.

А.Д. Савельева, комбайнер Шарчинской МТС, стала прототипом трактористки Серафимы Забаниной из повести М.Н. Щукина «Дальний клин» о работе женщин сибирского села во время войны.

В начале 90-х гг. у Михаила Щукина и Александра Плитченко появилась идея издавать журнал для семейного чтения «Сибирская горница». С самого первого номера центральной темой журнала была история России, история Сибири, история родного края и города.

Журнал резко отличался своей патриотической направленностью, следованием нравственным православным ценностям, уважением к отечественной истории. Отдельный раздел – «Жаворонок» – был предназначен для детского чтения и детского творчества. Позднее это направление получило своё самостоятельное развитие. В 2001 г. по инициативе Щукина и при активной поддержке Департамента образования Новосибирской области был проведён первый областной конкурс детского (юношеского) литературно-краеведческого творчества «Отчий мир», итоги которого превзошли все ожидания: более полутора тысяч детских работ. После конкурса был издан одноимённый сборник, экземпляры которого отправлены во все школьные библиотеки.

Во второй выпуск сборника Михаил Николаевич включил творческие работы 13 сузунских ребят - учащихся Меретской, Битковской, Маюровской, Мышланской и Ключиковской школ. Особо одарённым участникам конкурса «Отчий мир» присуждалась премия имени известного сибирского поэта Александра Плитченко, а также победитель конкурса получал свою первую книгу.

С 2005 г. по инициативе Михаила Щукина в области реализуется издательский проект «Будаговская библиотека», названный по имени одного из основателей города Новониколаевска, просветителя Григория Моисеевича Будагова. В серии «Будаговская библиотека» выходят книги, посвящённые истории города, области, Сибири и России. В том числе книга Щукина «Встречь солнцу. Рассказы об истории Сибири».

Михаил Николаевич член гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу», кавалер нагрудного знака "Золотая свеча с бантом", ведёт большую просветительскую работу в школах области, часто встречается с одарёнными детьми в сельских районах, в. т.ч. в Сузунском районе, привлекая к этой работе коллег по литературному цеху.

Одновременно с большой общественной работой Щукин успешно выступает как писатель в интересной и необычной творческой манере. Он автор исторических романов «Ямщина» (2007), «Конокрад» (2011), «Чёрный буран», «Лихие гости» (2011), «Несравненная» (2012). «Белый фартук, белый бант» (2013),  «Покров заступницы» (2014), «Осиновый крест урядника Жигина» (2016), «Каторжная воля» (2017).

В конце 2012 г. в московском издательстве «Вече» вышел пятитомник романов автора, объединенных общим названием «Сибириада», которые по праву можно считать сказанием о нашей сибирской земле. Пожалуй, впервые в сибирской литературе столь ярко и зримо представлен наш Новониколаевск, нынешний Новосибирск.

Михаил Николаевич Щукин может найти такие слова, эпизоды из реальной жизни и тонко описать это в книгах, что каждый читающий его произведения чувствует гордость за свой край, за малую родину. У Михаила Николаевича особая, удивительная любовь к жизни, к родному краю, к Сузунскому району, к Сибири. Поэтому и находятся такие слова, которые увлекают, которые вызывают гордость за то, что мы здесь живем, что в жизни что-то удается сделать, есть на кого равняться.

За роман «Ямщина» М.Н. Щукин удостоен литературной премии «Карамзинский крест», которая присуждается "За большой вклад в развитие русской исторической литературы».

Михаил Щукин — лауреат премии губернатора Новосибирской области, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

М. Щукин "Дорога Ивана Чезганова"

Из книги «Встречь солнцу»

ЖИВАЯ ЧАША

Чудится, что она и впрямь источает тепло. Прекрасный камень яшма, поблескивая благородными переливами, так и притягивает к себе человека, неравнодушного к красоте, и, наверное, не один посетитель Эрмитажа, что в славном городе Санкт-Петербурге, испытал это неодолимое желание: протянуть руку и дотронуться до отшлифованной поверхности необычного экспоната. В музейном каталоге о нем сказано так: «Чаша овальная» («Царица ваз»). Ревневская яшма. 1820 – 1843 гг. Проект А.И.Мельникова. Мастера: И.М.Ивачев, И.С.Колычев, И.М.Коновалов. Шлифовальщики и отдельщики: Т.Н.Воротников, Ф.Ф.Есаулов, Я.Ф.Есаулов, П.И.Зудев, М.Я.Мурзинцев, А.Д.Осколков».

За этими сухими музейными сведениями – целый пласт сибирской истории. В этом же Эрмитаже можно увидеть много «единокровных сестер» гордой и ослепительной «царицы». А прибыли они все в северную столицу из далеких алтайских мест и вот уже много лет поражают своей красотой, храня за каждой изящной линией, за каждым кусочком искусно обработанной поверхности память о годах (именно годах!) тяжелого труда и духовного взлета сибирских мастеровых.

Камнерезное дело зародилось на Алтае в то время, когда алтайские горняки обнаружили на землях Колывано-Воскресенских заводов малахит, порфир, кварцит…

Образцы были тут же доставлены в столицу. Генерал-майор Петр Соймонов, ведавший делами Колывано-Воскресенских заводов при царском дворе, немедленно представил эти образцы Императрице и вскоре в письме на заводы сообщил следующее: «Поднесенные Ея Императорскому Величеству разные порфиры и брекчии, агаты и яшмы… удостоены были высочайшего благоволения… Изустно же Ея Императорское Величество Высочайше указать мне соизволила, чтобы со стороны заводской приложено было старание о сыскании тех мест, где поднесенные камни находятся, и, когда удостовериться можно будет о месте пребывния их, то учредить каменную ломку и шлифовальную при заводах фабрику для обрабатывания колон, вазов, столов, каминов и других сим подобных приборов…»

Так началась славная история прекрасных изделий из алтайского камня.

Незамедлительно были призваны охочие люди для розыска залежей камней, начался поиск специалистов, которые смогли бы запустить в работу шлифовальную фабрику. Камнерезное дело сразу стало делом государевым. Девять поисковых партий отправились в труднодоступные горные места. Одну из таких партий возглавлял Петр Иванович Шангин, ему и открылась щедрая алтайская кладовая – в верховьях реки Чарыш, в Коргонском ущелье. Шангин обнаружил огромные залежи камня, составил карты, дал описания района, поименовал все обнаруженные породы и сделал памятные затесы. Как он сам писал в отчете: «все сие означено как на карте, так и на затесах с подписанием номеров». Имя Шангина не указывается на изделиях алтайских мастеров, которые хранятся не только в Эрмитаже, но и в других музеях мира. А – жаль… Ведь именно из камня, найденного им, родились те подлинные произведения искусства, которые и сегодня радуют глаз человека, неравнодушного к прекрасному.

Но мало найти камень – первичное сырье. Его еще надо было «выломать», доставить до шлифовальной фабрики, а уж только после этого запускать в работу.

Огромные каменные глыбы сплавляли по горным рекам, тащили посуху на «медведках» – особых повозках с колесами из толстых бревен, окованных железными обручами. Рубили специальные просеки. Заготовку для «царицы ваз» волокли на санях по сопкам тысячи работных людей, собранных с окрестных рудников и заводов. Там, где заготовку нельзя было протащить, приходилось долбить и выравнивать площадки, вмораживать бревна, крепить к ним специальные вороты и тянуть, тянуть, преодолевая по полверсты в день… А всего на изготовление «царицы» потребовалось двадцать два года!

Впрочем, мы забежали немного вперед. После того, как были разведаны залежи камня, встал другой вопрос – где и кто будет этот камень обрабатывать? Выбор поначалу пал на Локтевский завод, затем обработка камня началась в горной Колывани. С Колыванью и связаны самые высокие достижения алтайских мастеров, среди которых было немало людей, обладающих поистине первородным талантом.

Но и среди них выделялся Филипп Стрижков, сын работного человека из Сузунского завода. Именно он явился главным организатором нового для Сибири производства. Именно он сконструировал специальные приспособления, позволявшие с меньшими затратами обрабатывать огромные каменные глыбы. Ведь для того, чтобы из бесформенной глыбы получилась изящная, красивая ваза, требовалось резать, точить, шлифовать, ежечасно оберегая хрупкий камень от разломов, ведь тогда в доли секунды работа нескольких лет могла пойти насмарку.

Ни днем, ни ночью не знал Ф.Стрижков со своими товарищами покоя – за изготовлением всех заказов следили из самого Петербурга. Туда же отправлялись и готовые изделия, которые становились украшениями богатых дворцов. А доставка вазы – длинный путь от горной Колывани до северной столицы – тоже вершилась не в одночасье, растягиваясь на долгие месяцы. Причем везли вазы по частям, а уж затем, на месте, собирали воедино. Одну из ваз Александр I подарил Наполеону, незадолго до 1812 года, и считалось, что она доныне хранится в Лувре. Но, как свидетельствует барнаульский писатель и краевед Александр Родионов, в каталогах Лувра не указана чаша, изготовленная в горной Колывани, – видно, навсегда потерялся ее след в дымке истории.

Но, слава Богу, не потерялся он в нашем Отечестве. И мы сегодня можем увидеть эти удивительные изделия из алтайского камня, полюбоваться на них и испытать чувство гордости за своих талантливых и работящих предков.

  ...

Еще, будучи мальчиком, живя в сибирском селе, Михаил Николаевич читал в «Сибирских огнях» повесть Александра Покрышкина «Небо войны»… В этом журнале публиковались его первые рассказы и повести. А потом с «Сибирскими огнями», с авторами и редакцией, его связали дружба и работа. С октября 2014 г. Михаил Николаевич - руководитель журнала «Сибирские огни». Журнал был и до сих пор остается его жизнью.

Решением 21 сессии Совета депутатов Сузунского района третьего созыва от 15.02.2018 № 141 присвоено звание «Почетный гражданин Сузунского района».

Л. Г. Агафонова, гл. библиограф МКУК «Сузунская ЦБС»

Отдел архива администрации Сузунского района. Ф. 22. Оп.1. Д. 129.Л.311 об.; Ф.162. Оп.1. Д.143. Л.5. Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год. – Новосибирск: [Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки], 2012 .-С.168..; Коньякова Т. В горнице моей светло : [о писателе, гл. ред. журн. «Горница» («Сиб. горница»), и о журн.] // Вечер. Новосибирск. – 2003. – 2 окт. – С. 29.